Люди могут добиваться лучших результатов в присутствии других людей по сравнению с тем, когда они действуют в одиночестве. Это явление называется Социальной фасилитацией. Социальные психологи давно заинтересовались этим явлением. Фактически первое исследование социальной фасилитации было проведено в 1898 году Норманом Триплеттом. Триплетт заметил, что велосипедисты показывали лучшие результаты, когда вели гонку с другими велосипедистами, нежели когда они это делали поодиночке. Для проверки своего наблюдения он разработал эксперимент, позволяющий проследить, будут ли дети быстрее сматывать рыболовную леску в групповых условиях или в одиночестве. Как и ожидалось, дети быстрее сматывали леску в присутствии других детей. Этот эффект был продемонстрирован во многих исследованиях предлагал испытуемым такие задания, как вычеркивание гласных букв в газетной колонке, выполнение простых действий на умножение или написание опровержений логического аргумента. Несмотря на то что испытуемые всегда работали над заданием индивидуально, они демонстрировали более высокую продуктивность, когда в одной комнате с ними находились пятеро других людей, нежели в одиночестве.
Обнаружилось, что социальная фасилитация возникает не только в ситуации, когда присутствующие другие трудятся над выполнением того же самого задания (т. е. оказываются «соучастниками»), но и в ситуации, когда они являются простыми наблюдателями. Эффект социальной фасилитации не ограничивается людьми. Он был также выявлен в ходе экспериментов с крысами, тараканами и длиннохвостыми попугаями. Например, некоторые муравьи вырывали в три раза больше песка в присутствии других муравьев, нежели поодиночке С другой стороны, присутствие людей иногда может мешать индивидуальному выполнению задания, как это мы видели в случае с Джейком, который мог уверенно справляться со своей ролью в одиночестве, но сбивался, когда ее требовалось разыграть перед своими однокурсниками. Этот феномен получил название социальной ингибиции (социального торможения). В ранних экспериментах Олпорта люди в условиях группы писали больше опровержений логического аргумента, однако качество таких опровержений было ниже в сравнении с ситуацией, когда они работали в одиночестве. В ходе другого раннего исследования обнаружилось, что присутствие наблюдателя снижало качество индивидуального выполнения заданий на запоминание Почему присутствие в одних случаях улучшает выполнение, а в других снижает его качество?